Цитата:
Сообщение от e.s.
я больше вижу, что "без ума смеяхшись", т.е. радоваться-то можно, не грех это, но во всем надо соблюдать меру.
|
e.s.,
понимаете, в христианстве Земля всегда была юдолью горя и печали. И дана была человеку (или человек ей) совсем не для того, чтобы тот радовался и тем более - смеялся.
Кстати говоря, именно отношение к смеху было одним из принципиальных отличий христианства от античности. В эпоху античности комедия и смешное вообще (и как жанр, и как проявление жизни) были очень почитаемы. Причём смешное было, в первую очередь, построено на осмеянии каких-то злободневных вещей, общественно-политических, как сказали бы сейчас, реалий. Смех для античного человека - это светлое чувство. А вот в христианской традиции он стал играть совсем другую, полностью противоположную роль. В христианстве "ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, и ничто столь не противится ему, как смех" (ну, или как-то так).
"Без ума смеяхшись" - это не к мере. Совсем. Это к смеху как таковому. Если слёзы ассоциировались в христианстве с очищением, смирением, божьей благодатью, то смех - с бесовской улыбкой. И приравнивался ко злу (дьявола изображали нередко в виде смеющейся обезьяны, называли "обезьяной Бога").
Ещё раньше, во времена мифа смех был частью ритуала, осмеянием смерти. Задача первобытного человека состояла в том, чтобы противостоять смерти, выжить. И смеясь, он как бы разделывался со страхом, с танатосом. Христианство же (по крайней мере, средневековое) совсем не стремилось избавить человека от страха. Наоборот!
Вот, примерно так. (Ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих)