Показать сообщение отдельно
Старый 26-08-2006, 19:30   #9
 
Аватар для Сероглазая
 
Регистрация: Jul 2006
Адрес: Подмосковье
Сообщений: 529 Поблагодарил: 32
Поблагодарили 442 раз(а) в 175 сообщениях
Файловый архив: 0
Закачек: 0
Взгляд Михаила Веллера

БОГ

Бог есть, потому что Бога нет? Наличие Бога необходимо обусловлено именно тем, что в действительности(реальности, Бытие) он не существует? Бог -- это вершина (бесконечно высокая) идеала. Бог -- это завершение и конечная точка абстракции, противопоставляемой человеческим сознанием реальной конкретности Бытия. Реальное и идеальное -- такое же органичное двуединство, диалектическая пара, как свет и тьма, добро и зло, верх и низ. Существование реальности обуславливает существование своей противоположности -- идеальности. Бог -- это квинтэссенция идеальности. Наше сознание (в первом и"базовом" аспекте) подобно зеркалу, отражающему реальность. Действительность реальна, ее отражение, т.е. сознание, идеально (существует только для тебя и в тебе, твоем представлении, воображении, ощущениях). Действительность бесконечна и неисчерпаема в познании ее устройства и причин. Зеркальное отражение этой бесконечной перспективы имеет своим завершением некую условную, бесконечно удаленную точку -- Первопричину, всеобъясняющую и Всемогущую: это и есть Бог. Противоположности, взаимоотталкиваясь в начале, водятся в бесконечности. То есть реальное и идеальное, обусловленное друг другом и имеющее началом и границей друг друга, удаляются по мере развития, но вновьс ходятся в некоей идеально удаленной точке, вторая и есть Бог. Человек может знать, что не избежит беды, жестко и однозначно обусловленной конкретными причинами. Его мольба к Богу о помощи и утешении -зеркальное отражение этого знания. Вера в загробную жизнь -- зеркальное отражение знания реальной конечности жизни. Тот мир -- зеркальное отражение этого, реального, мира. Человек может полагать бесспорным, что смерть -- это вечная разлука и вечное Ничто. И все равно в сознании не хочет смиряться с этим. Знает -- но не хочет соглашаться и довольствоваться собственным знанием. Его не устраивает существующее (природное) положение вещей. Животное, когда с возрастом приходит его срок, удаляется и умирает молча и безропотно. Но даже самый смиренный человек, если умирает в сознаниии рассудке, абсолютно не веря ни в какую жизнь после жизни -- наперекор и назло себе и своему знанию какой-то частью того, что и называет душой,утверждает себе и любимым, что не все кончено. Все равно и вопреки всему! А иначе не просил бы похоронить его рядом; или развеять прах; или упокоить пообряду и обычаю. Вот эта несмиряемость с сущим положением вещей -- и есть последний аспект того самого избытка энергии, о котором мы так долго говорили; который только и делает человека человеком, который только и заставляет его никогда не удовлетворяться тем, что уже есть. Бог существует постольку, поскольку существует человек. И через человека и человеком познается. Вера и знание -- также диалектическая пара, то самое единство и борьба противоположностей. Сущность Веры -- в дополнении знания его отрицанием. То есть неверующих людей нет -- есть люди, полагающие себя неверующими.Поскольку рефлексия, двойственность есть неотъемлемое свойство сознания,поскольку каждый человек имеет какие-то конкретные знания и представления о конкретной реальности -- постольку он имеет и какие-то идеальные желания и стремления, оформляющиеся в представление, Бог же есть сознательное достижение (постижение) той точки, которая недостижима знанием как идеал
__________________
Я не встречал в природе жалости к себе.
Любая птаха, коли с дерева упадет, закоченев от стужи,
не испытает жалости к себе. (с) Д.Г. Лоуренс
Сероглазая вне форума