Цитата:
Сообщение от Ханночка
Что такое линейная / нелинейная логика?
|
Да, хорошо было бы с этим разобраться.
Возьмем у Роберта Дилтса (Robert Dilts - один из основоположников NLP) понятие ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ:
1. Уровень окружения (фактов восприятия). Отвечает на вопросы: ЧТО, ГДЕ, КОГДА?
2. Уровень поведения (периферической динамики). Отвечает на вопросы: ЧТО ПРОИСХОДИТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
-------------------
граница линейности-нелинейности---------
3. Уровень навыков. Отвечает на вопрос: КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ?
4. Уровень убеждений. Отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
5...
6...
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - это что мы имеем, когда фокус сознания находится на самых поверхностных (в модели Дилтса - первом и втором) уровнях.
Именно этот слой РЕАЛЬНОСТИ является объектом изучения НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ.(Позаимствуем у Томаса Куна, Thomas Kuhn — американский историк и философ науки)
Нажмите тут для просмотра всего текста
Понятие нормальной науки (под которое подпадают например физика, химия, биология и др.) вводится Т. Куном.
В своей работе "Структура научных революций" он показал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.).
Нормальная наука (по Куну) подобна
решению головоломок. Это значит что известно, что ответ есть, и известно какого он типа (в каком диапазоне его следует искать).
И именно этот слой реальности "подчиняется" ЛИНЕЙНОЙ ЛОГИКЕ, логике цепочных взаимодействий, логике причин-следствий.
Нажмите тут для просмотра всего текста
Например нормальная наука не ищет лекарство от рака, эликсир бессмертия или способ установить мир во всем мире. (Во всех этих случаях неизвестно существует ли решение)
Если в ходе эксперимента, проводимого в рамках нормальной науки, получается значение измеряемой величины выходящее далеко за рамки ожидаемого диапазона, то такой эксперимент просто объявляется ошибочным и не принимается во внимание.
К примеру, если физиолог, измеряющий РН крови живого человека, получит значение 10, то это будет отброшено как ошибка "нечистого" эксперимента.
В событиях нелинейного типа задействуются более глубокие (3 и ниже) логические уровни (см. модель Дилтса). Чем глубже и обширнее такое задействование, тем более нелинейно событие, тем в меньшей степени оно может быть понято и описано линейными средствами.
Несколько поясняющих примеров:
Пример 1.
Все наверное слышали о "деловых играх"? Может даже кто участвовал?
Это игры, в которые играют взрослые люди в учебных целях. Все
ответы известны организаторам игры,
правила игры известны, объявляются вначале и должны соблюдаться, учащиеся должны найти ответы в ходе игрового взаимодействия, попутно приобретая новые навыки. Это игры ЛИНЕЙНОГО типа.
Но есть и другой тип игр

- Организационно-деятельностные игры (основоположник Г.П. Щедровицкий).
В этом типе игр отыгрывается проблемная ситуация, и
решение в начале игры
неизвестно никому (даже организаторам), более того, может оказаться так, что его и не будет вовсе.
Правила игры не определены изначально, а формулируются по ходу игры всеми участниками. Это игры НЕЛИНЕЙНОГО типа.
Пример 2.
Всем известное явление русской интеллигенции, которая мучилась вечными вопросами: "Кто виноват?" и "Что делать?" (типичные вопросы первого и второго логического уровня), которые оставались безответными, поскольку не соответствовали нелинейному характеру ситуации.
Пример 3.
Современная медицина штука совершенно линейная, ибо практически не опускается ниже второго логического уровня. Именно поэтому все что она предлагает имеет ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ.
Побочные эффекты могут "существовать", только пока мы остаемся в "слое" линейной логики.
Применение линейных методов к нелинейному объекту всегда имеет побочные эффекты.
Мало кому придет в голову спрашивать какие побочные эффекты у медитации или молитвы, например.
Пример 4.
ЛЕЧЕБНОЕ ГОЛОДАНИЕ человека является НЕЛИНЕЙНЫМ явлением и потому не может быть адекватно понято и описано методами нормальной науки.