Показать сообщение отдельно
Старый 19-06-2010, 08:46   #1
 
Аватар для sparrow
 
Регистрация: Aug 2009
Адрес: Украина
Сообщений: 332 Поблагодарил: 1,258
Поблагодарили 1,745 раз(а) в 314 сообщениях
Файловый архив: 29
Закачек: 14
Получено наград:
Лампочка Поиск, получение, хранение и использование информации

Дорогие друзья!
С недавних пор меня начала интересовать область операций с информацией. Проведя серию размышлений, я понял, что мои знания по этому вопросу не то что несовершенны, а, более того - фрагментарны и обрывочны. Пытаясь собрать это разбитое зеркало, я обратился к уважаемому на этом форуме (и, уверен, не только) человеку, чьи познания в самых различных областях удивили меня. На мой вопрос о системе, о методологии сбора и использования знаний, о "стержне", на который нанизываются, не рассыпаясь, самые различные факты, ответом был дан, помимо массы личной информации, избитый совет, кратко описать который можно как "своя рубашка ближе к телу". тоесть, на интересующие вопросы ответ я должен найти сам, и сам же должен выстроить систему - "стержень".

Вот, сегодня я попытаюсь это сделать. В публичной форме потому, что в область разума, его управления информацией, мои мысли проникают впервые - я не прочел ни единой специализированной книги по этой теме. По этому, если я буду совершать фундаментальные ошибки и делать из них ошибочные заключения - поправляйте. К тому же, я думаю, что многим будет интересна данная тема и она сподвигнет их самих на продуктивные размышления.

Главная задача этой темы - выведение в свет, обсуждение систем работы разума в описанных в названии темы областях; сверхзадача - построение алгоритмов улучшения деятельности систем поиска, отбора, восприятия, хранения и использования информации.
Сейчас будет описание основных категорий и процессов так, как их понимаю я.
Основной заметной мне особенностью работы человеческого мозга с информацией является разбиение любой проблемы и категории на части(анализ) и сбор отдельных частей в единое целое(синтез). Не буду сейчас упоминать методы восхождения\нисхождения от частного(конкретного) к общему(абстрактному) и наоборот, индукцию, дедукцию и пр - это больше входит в операции мышления и умозаключений, чем в сухую работу с информацией.

Также любой операции работы с информацией характерно свойство классификации - отнесение чего угодно к какой-либо категории, классу, подклассу, построение иерархии и присвоение меток(нужность, важность, новизна, эмоциональный окрас...). По этому эффективность поиска, получения, хранения и использования информации, в основном, зависит от скорости и качества работы внутреннего классификатора.

Я выделил и поставил во главу угла эти функции(разбиение, сбор, классификацию) потому, что, как мне кажется, человеческий разум не способен эффективно оперировать целыми понятиями, не может охватить все и сразу. Но он способен эффективно работать с кусочками целого, манипулируя ими так, что из отдельных частей складывается более-менее целостное представление о чем-то. На примере это выглядит так: любого из нас приведет в замешательство просьба описать такое понятие, как "человек". Никто не в состоянии охватить, переработать тот колоссальный объем информации, связанный с этим понятием и выдать на её основе единое суждение. Но если прибегнуть к разбивке и описывать одельные сферы бытия человека - строение, поведение, влияние на мир, взаимодействие меджу собой и природой, способности и многое, многое другое, то понять что такое человек уже частично можно. Хотя, всеравно, такое понятие будет отличаться неполнотой, фрагментарностью, специализированностью - хоть что-то, но будет о человеке не сказано.

Описывая процессы работы с информацией, нужно также иметь ввиду ,что значительная их часть проходит в бессознательной области разума, куда сознанию доступ заказан. Также следует помнить об однопоточности, приоритетности, последовательности операций и внимании - отбор, восприятие, хранение и использование инфы должно проходить при соответствующей концентрации внимания и работе с одной категорией за раз, не отвлекаясь. Это подсознание будет многопоточно манипулировать информацией в памяти и выдавать ответы в виде "инсайтов".

Наконец, суммирую. В начале перед человеком встает определенный вопрос, или проблема. Он определяет к какой части бытия проблема отностися и начинает поиск в уже существующих трудах по этому вопросу. Если находит - то начинается сбор информации. Каждое усвоенное слово и понятие классифицируется, разбивается, сортируется и отправляется на хранение в соответствующие блоки памяти. Если в памяти уже есть определенное понятие, то оно может дополняться, менять классы, полностью заменяться более подходящим и пр. Когда требуется решить определенную задачу, используя уже имеющуюся информацию, то также идет определение области, к которой задача отностися, она также разбивается на части, классифицируется; идет определение какие понятия будут участвовать в решении задачи. После этого, в соответствующие блоки памяти посылаются запросы на извлечение требуемого. ЗАтем извлеченные блоки переходят в управление центров синтеза, которые, комбинируя их, строят целостную картину решения.

По теории - все. На практике я сделал одно наблюдение - чем больше категорий охватывает понятие, тем меньше у него шансов забыться, деформироваться, тем быстрее идет его извлечение из памяти. К примеру, из когда-то значительных знаний по химии, у меня осталась лишь малая их часть, которая отностися не только к предмету "химия", а ещё и к другим - более часто используемым.
Пока все. Если тема интересна и многим будет что сказать, то мне хотелось бы определить направление её развития - сначала выложат свои теории, суждения и системы все желающие и мы их обсудим, а потом общими усилиями попытаемся создать какие-то рационализаторские наработки.

p.s. Прошу модераторов без сожаления удалять сообщения, не несущие смысловой нагрузки(не в обиду их авторам)

p.p.s. Моя текущая деятельность такова, что я могу долго на форуме не появляться. Пусть это никого не удивляет.
sparrow вне форума