Гость
Сообщений: n/a
Файловый архив:
Закачек:
|
Re: Ежедневник
это я для себя, чтобы не забыть. списывалась с этой женщиной как-то... уфффффффффф......... да, надо все-таки позвонить ей...
Линия преемственности, которую представляет Свами Шанкарананда Гири, идет от Шри Лахири Махасаи через Шри Юктешвара Гири и его ученика Прабхуджи Свами Нараяна Гири. Кроме последнего Свами Шанкарананда считает своим учителем также Свами Харихарананду Гири, ученика Парамахамсы Йогананады, через которого линия передачи при обратном прослеживании снова замыкается на Шри Юктешваре Гири. Восемь лет назад Свами Шанкарананда основал крийя-йога ашрам в Ришикеше, перебравшись сюда из прежнего ашрама в Ориссе, который продолжает действовать до сих пор. Хотя к настоящему времени я живу подолгу в Ришикеше уже три года, имея передачу в крийя-йоге от другого учителя, я никогда не посещала это место. Однако случайным образом ознакомившись с описанием практик, вводимых на первой ступени, я обнаружила их отличие от полученных мною в другой линии передачи и пожелала встретиться с учителем для беседы. Хотя Свами Шанкарананда только что вернулся из поездки по Индии и собирался через несколько дней в Америку, он радушно уделил время для встречи, после чего я посетила проводимую им медитацию в новом круглом зале, несколько напомнившем мне Матри-Мандир в Ауровиле.
На мой прямой вопрос о явном отличии передаваемых техник от полученных мною, Свами Шанкарананда заверил, что в его линии преемственности учение Шри Лахири Махасаи сохранилось неискаженным и никак не разрабатывалось учениками, а лишь практиковалось и тщательно сохранялось. Надо отметить, что учитель имеет сообщества последователей на Западе, представляющих данное учение во Франции, Англии, Норвегии, Дании и Италии. В последние три года Свами Шанкарананда уже шесть раз посетил Москву, дважды навестив также и Петербург, поэтому стал довольно известен в России. Это обстоятельство делает информацию о данной линии преемственности крийя-йоги практичной, ибо вовсе не обязательно путешествовать в Индию, чтобы к ней приобщиться. В самом ашраме во время моего посещения находилось несколько русских учеников, а также новоприбывшие соотечественники поделились со мной впечатлениями от недавно полученной передачи. Разумеется, разглашать техники не позволено, но общее впечатление было, что это «настоящий учитель». На меня тоже произвела положительное впечатление вечерняя медитация, проходившая в полной темноте в сопровождении глубокого голоса Свами Шанкарананды.
Прежде чем переходить к изложению собственно системы медитативных техник, важно отметить два момента, касающихся самоопределения крийя-йоги среди других традиций. Как известно, среди учителей крийя-йоги были как миряне, так и санньясины, а данная линия преемственности представлена именно последними. Из разговора со Свами Нитьянандой, давно проживающим в ашраме, я получила представление, как это совмещается: сначала он начал практиковать крийя-йогу, а пять лет назад, когда почувствовал желание углубиться в практику, то принял санньясу. Однако вся линия Гири принадлежит к ордену Шанкарачарьи, откуда следует, что крийя-йога прекрасно укореняется в адвайта-веданте, по крайней мере, на социальном уровне. Кроме того, истоки крийя-йоги возводятся к первой сутре «Садхана-пады» в «Йога-сутрах» Патанджали: «Тапах свадхья-ишвара-пранидханани крийя-йога». Здесь предполагается непосредственный и доселе таинственный переход от Патанджали к Бабаджи, наставившего Шри Лахири Махасаи. Итак, равным образом, крийя-йога коренится в раджа-йоге, которая зиждется на дуалистической системе санкхья, где признается два первоначала. Но это подспудное наложение адвайты и двайты никого не смущает.
Техники крийя-йоги передаются только от реализованного учителя, то есть они представляют собой гуру-мукхи-видью (или шрути-шастру), однако их общее описание доступно для непосвященных. В данной линии передачи выделяется шесть уровней практики, называемых крийями, причем на каждом из них имеется несколько отдельных ступеней. Разумеется, получение последующих техник зависит от освоения предыдущих. Первая крийя состорит из восьми техник: кхечари-мудра, аум-каушала, гуру-пранам, хамса-садхана, маха-мудра, крийя как таковая, паравастха (подлинное состояние медитации) и джьоти-мудра. Конечно, все эти техники известны из других йогических источников, и существенно именно сведение их в определенную систему. С их помощью начинающие получают представление о собственной пране, управлении дыханием, контроле над мозгом и позвоночником, что составляет основание для дальнейшей практики. Ученик пребывает в непрестанном божественном сиянии, звучании и вибрации, хотя медитация выводит за пределы этих трех качеств в состоянии сосредоточения. Поскольку кхечари-мудра довольно сложна, переход ко второму уровню может занять у кого-то не только месяцы, но и годы. Вот почему последующие крийи описываются в гораздо более лаконичной форме.
Вторая крийя состоит из пяти ступеней, на которых ученик работает с чакрами, устраняя блоки, избавляясь от последствий негативного влияния планет и кармы. На данном уровне обеспечивается состояние савикальпа-самадхи, или должное превосходство над внутренними элементами человеческого существования. Это означает способность свершать мирскую деятельность при полной отрешенности от восприятия качеств видимого и слышимого, которые связаны с объектами, составляющими иллюзорность. Первая техника направлена на пронизывание чакр дыханием, вторая – на гармонизацию их ритма и созвучия, третья – на элементы внутри позвоночника. Здесь ученик вступает в правильные отношения со своей внутренней Самостью, что приводит его в состояние полной пустоты (шунья). На последней стадии медитации отсутствуют мысли и образы, качества и очертания, и ученик вступает в самадхи. Третья крийя состоит из трех техник, позволяющих достичь состояния запредельности в сфере хираньягарбхи и пребывать в нем постоянно. Четвертая крийя прекращает дыхание и дарует бессмертие, пятая – наделяет отрешенностью от жизни, а шестая – кладет крайний предел одинаково течениям смерти и жизни как последним проявлениям. Нирвикальпа самадхи считается уже седьмой крийей, не входящей в систему техник.
Небезынтересно, что инициация в крийя-йоге не полностью интериоризирована, а сохраняет внешний вид ритуальной практики индуизма. Учитель не просто обучает техникам (как в йоге) или передает собственное медитативное состояние посредством шактипата (как в кашмирском шиваизме), а проводит традиционную пуджу. Если учитывать исходную установку на веру в Бабаджи, то крийя-йога оказывается не столько духовной, сколько религиозной практикой (данный вопрос выходит за рамки этой статьи). При посвящении требуется поднести пять плодов (символ пяти причинных тел), пять цветов (символ пяти астральных тел), деньги (символ 50-ти частей физического тела), а также гхи и благовония. Уделяется внимание и одежде: предпочтительно светлое и свободное одеяние, полностью покрывающее тело. Инициация в ашраме обычно занимает целый день: утренняя трехчасовая пуджа, дневное изучение техник, а после вечерняя медитация с их применением. Дальнейшая практика может осуществляться самостоятельно, хотя медитации проводятся в ашраме дважды в день – утром и вечером, что создает прекрасные условия для совместного освоения медитативных техник, а также обеспечивает надлежащую регулярность занятий.
|